Как вернуть 1% от стоимости жилья после его покупки

Начиная с 2014 года, количество сделок купли-продажи квартир и жилых домов в Украине системно увеличивается ориентировочно на 20 – 30 тысяч в год. Так, за 2014 год количество таких соглашений составило 178 448, а уже в 2019 году – 301 029. За текущий год статистика еще не сформирована, однако есть сведения о том, что внедрение карантина повлекло за собой регрессию в этой оптимистической закономерности. Но, во всяком случае, можем констатировать активность на рынке недвижимости и значительное количество сделок купли-продажи жилья.

При этом каждый покупатель каждый раз производит оплату сбора в пенсионный фонд в размере 1% от стоимости квартиры. Это в среднем 12 000 грн.

Из тех людей, кто покупает жилье впервые, почти никто не догадывается о том, что у него нет обязанности оплаты этого сбора. Почему тогда все без исключения его оплачивают?

Дело в том, что каждое соглашение купли-продажи недвижимого имущества, согласно действующему законодательству Украины, подлежит обязательному нотариальному удостоверению. В то же время, согласно этому же законодательству, нотариус имеет право осуществлять удостоверение договора купли-продажи квартиры или жилого дома только при условии оплаты покупателем сбора в пенсионный фонд в размере 1% от стоимости имущества и только после такой оплаты.

Так, согласно п. 15-3 Порядка уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование по отдельным видам хозяйственных операций №1740, нотариальное удостоверение или регистрация на бирже договоров купли-продажи недвижимого имущества осуществляется при наличии документального подтверждения уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование по операциям купли-продажи недвижимого имущества.

Это вопрос к качеству законодательства, но факт остается таким: для того чтобы купить жилье, покупатель вынужден оплатить дополнительный сбор, несмотря на то, что такой обязанности в соответствии с действующим законодательством он не имеет.

Так, согласно ч. 9 статьи 1 Закона Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 1997 года, плательщиками сбора на обязательное государственное пенсионное страхование являются, в частности, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и физические лица, приобретающие недвижимое имущество, за исключением государственных предприятий, учреждений и организаций, приобретающих недвижимое имущество за счет бюджетных средств, учреждений и организаций иностранных государств, пользующихся иммунитетами и привилегиями согласно законам и международным договорам Украины, согласие на обязательность которых предоставлена Верховной Радой Украины, а также граждан, которые приобретают жилье и находятся в очереди на получение жилья или приобретают жилье впервые.

Следовательно, гражданин, покупающий жилье впервые, освобождается от оплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, в то же время без оплаты такого сбора нотариус не заверит соглашение.

Не нужно быть юристом, чтобы ощутить в этом определенную несправедливость. И эту несправедливость, конечно, можно поправить. Каждый покупатель, осуществивший безосновательную оплату сбора в пенсионный фонд, имеет возможность вернуть эти средства по решению суда. Несмотря на то, что желающих вернуть эти средства сравнительно немного, сейчас сложилась достаточно хорошая судебная практика по этому поводу.

Более того, 28 ноября 2018 года Кассационный административный суд в составе Верховного Суда сформировал правовую позицию согласно постановлению по делу №813/1126/17, согласно которому сделал несколько приятных выводов.

Верховный суд подтвердил, что нормы действующего законодательства Украины свидетельствуют, что граждане, приобретающие жилье впервые, не являются плательщиками сбора на обязательное государственное пенсионное страхование.

При этом, по мнению Верховного суда, отсутствие в Украине единой системы регистрации прав на недвижимое имущество и лишение возможности Пенсионного фонда Украины и его территориальных отделений установить приобретение квартир конкретным лицом впервые не может вменяться в обвинение человеку, поскольку неопределение порядка выполнения законодательно закрепленных норм не может приводить к нарушению или ограничению прав граждан, наделенных такими правами.

Суд отметил, что материалы дела свидетельствуют о том, что в этом деле любых надлежащих и допустимых доказательств, опровергающих утверждение истца о приобретении им жилья впервые, или подтверждали бы регистрацию на праве частной собственности за ней любого другого недвижимого имущества и свидетельствовали бы об отсутствии у нее права на освобождение от уплаты сбора, ответчиком не предоставлено, а судами не установлено.

Следовательно, Верховный суд признал, что именно в Пенсионном фонде Украины лежит обязанность доказывания факта покупки жилья не впервые. Если ПФУ это не доказывает, то решение суда должно быть в пользу налогоплательщика.

Как указано в решении Верховного Суда по делу №813/1126/17, аналогичные правоотношения также были предметом рассмотрения в Верховном Суде, в частности, в постановлениях Верховного Суда от 30 января 2018 года (дело № 819/1498/17) и 31 января 2018 года ( дело №819/1667/17). В то же время, в постановлении от 03 июля 2018 года (дело № 819/33/17) Верховный Суд пришел к правовому выводу, что при отсутствии соответствующего правового механизма проверки информации о факте приобретения недвижимости впервые именно государство в лице Пенсионного фонда Украины как уполномоченного субъекта властных полномочий обязано доказывать тот факт, что в каждом конкретном случае лицо, обязанное уплачивать сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, приобрело жилье не впервые. Государство, вводя определенный механизм правового регулирования отношений, обязано обеспечить его реализацию. В противном случае все негативные последствия отсутствия должного правового регулирования возлагаются именно на государство.

Но, конечно, чтобы получить положительное решение, нужно соблюсти определенные процедурные моменты и подкрепить свою позицию надлежащими доказательствами.

Так, сперва обязательно следует обратиться в Пенсионный фонд Украины с заявлением о возврате суммы ошибочно оплаченного сбора. К заявлению следует добавить копию самого договора купли-продажи имущества и копию квитанции об оплате 1% сбора. Отправлять следует заказным письмом и сохранить квитанцию об отправке. В течение месяца от ответного ПФУ поступит отказ в возврате уплаченных средств. Скорее всего, Пенсионный фонд Украины ответит, что не владеет информацией о гражданах, покупающих жилье впервые и потому не может вернуть средства. Именно этот отказ дает зеленый свет для обращения в административный суд с иском.

При обращении в суд следует описать ситуацию и также добавить копию договора купли-продажи, квитанцию об оплате налога в размере 1% от стоимости имущества, копию обращения в ПФУ и копию отказа ПФУ в возврате средств. В исковом заявлении также следует отметить, что квартира (дом) является первым недвижимым имуществом, приобретенным истцом.

Важно отметить, что действующим законодательством установлен срок для обращения в административный суд с описанным выше иском – в течение шести месяцев со дня получения отказа о возврате средств (ст. 99 Кодекса административного судопроизводства Украины).

Учитывая уровень загруженности административных судов, можно спрогнозировать, что рассмотрение дела будет ориентировочно в течение 3 – 6 месяцев в первой инстанции и 1 – 2 месяца в апелляционной инстанции. Данный тип дел рассматривается без вызова сторон в судебное заседание. После рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции судебное решение сразу вступает в законную силу и может быть исполнено либо добровольно Пенсионным фондом Украины, либо принудительно посредством государственного исполнителя.

Интересный момент. Даже если покупка жилья произошла несколько лет назад и квитанция об оплате налога в пенсионный фонд не сохранилась, возможность вернуть эти средства не упущена. Для этого необходимо обратиться к нотариусу, удостоверяющему соглашение (его фамилия указана на самом договоре), получить копию квитанции (она хранится в материалах нотариального дела), и уже после этого обращаться в Пенсионный фонд Украины с заявлением о возврате суммы ошибочно оплаченного сбора. Как отмечалось, шестимесячный срок обращения в административный суд начинается именно с момента получения отказа во возврате средств, а не с момента оплаты налога.

Итак, как видим, восстановление справедливости возможно, достаточно лишь знать о своем праве возвращения чрезмерно уплаченных средств, и конечно, правильно сформировать свою позицию в суде.

Возникли вопросы?

Пролистать наверх

Бесплатная консультация